width="364"                   
Пятница, 19 Апр 2024, 23:30
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Мир людей с "неограниченными способностями" » Полезные советы » Баланс на коляске
Баланс на коляске
natusikДата: Воскресенье, 19 Авг 2012, 22:58 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 3547
Награды: 1
Репутация: 0
Статус:
Поставить коляску на баланс – это значит усилием корпуса и рук, лежащих на обручах коляски, поднять передние колёса над землёй и остаться стоять лишь на двух больших задних колёсах. Это гораздо проще сделать на коляске активного типа. Когда ставишь коляску на баланс, есть опасность опрокинуться на спину, поэтому учиться лучше около дивана.

Необходимо научиться также падать и преодолевать страх падения. Кажется, что упасть на спину очень страшно, но на самом деле, такие падения достаточно безопасны. Я сам, в общей сложности, падал раз сто. Главное приучить себя при падении прижимать голову к груди. В принципе, это уже заложено природой как инстинкт. Но в идеале надо научиться падать на вытянутую руку: в таком случае есть возможность самостоятельно вернуться в исходное положение. Если у вас коляска активного типа, поэкспериментируйте с центром тяжести, смещая втулку быстросъёмной оси вперед. Можно добиться, чтобы ваша коляска вставала на баланс легким движением спины назад, но необходимо учитывать, что при этом она будет очень неустойчива. Здесь разумен принцип золотой середины.

После того, как вы научитесь стоять на балансе, попробуйте поездить в таком положении по комнате, поразворачивайтесь на месте. Баланс необходимо освоить в совершенстве, это основа спуска и подъёма по лестнице, преодоления бордюров.

Инфраструктура наших городов, а тем более посёлков или деревень, не приспособлена для людей с физическими ограничениями. Приспосабливаться приходится самим. Начав освоение улиц, будьте готовы к предстоящим трудностям. Прежде всего это бордюры. Если, будучи здоровым вы не обращали на них никакого внимания, то теперь, когда вы передвигаетесь на инвалидной коляске, они станут для вас нескончаемой головной болью. К несчастью, состояние наших улиц оставляет желать лучшего, поэтому необходимо учиться преодолевать всевозможные препятствия.

Техника этого процесса такова: чтобы спуститься, нужно на балансе подъехать к краю бордюра, отвести руки по обручам коляски назад и, повернув их спрыгнуть с бордюра. Если бордюр высокий, то спрыгивать лучше на четыре колеса, если же бордюр не высокий, то спрыгнуть можно только на задние колёса, то есть остаться на балансе, тем более что это будет тренировкой для спуска на балансе по лестнице. А вот подниматься на бордюр можно только с разгона. То есть вы разгоняете коляску и, приблизившись к бордюру, на ходу ставите коляску на баланс, а затем заносите передние маленькие колёса на бордюр. Далее вы переносите вес тела на передние колёса и резким движением рук на обручах коляски заезжаете на бордюр. Начинать тренироваться лучше на ступеньках и под присмотром страхующего. Несмотря на сложность, научиться этому может и человек с травмой шейных позвонков. Сила здесь не главное, основное – техника и тренинг. После освоения бордюров можно переходить к лестницам. Прежде всего нужно научиться спускаться по лестнице на двух колёсах, на балансе (перила есть не на всех лестницах). Начинать тренироваться лучше всего на спуске с бордюра. Он будет имитировать одну ступеньку. Нужно научиться съезжать, не теряя равновесия и не отъезжая от бордюра. Я бы порекомендовал при спуске отводить руки по обручам колёс чуть-чуть за спину и при касании земли делать руками на обручах движение назад. Вы упрётесь колёсами в бордюр, при этом меняйте угол наклона коляски, входя в так называемый «глубокий баланс». Когда вы освоите в совершенстве такой спуск с бордюра, найдите пролёт из двух-трёх невысоких ступенек и со страховкой тренируйте спуск. Потом можно переходить на более длинные и крутые пролёты лестниц. Подъём по лестнице требует определенной физической формы. Подняться можно только за счет силы рук и корпуса и лишь при наличии удобных перил. Техника такова: вы подъезжаете к лестнице спиной, ближе к перилам. Самое удобное, чтобы между ближайшим колесом и перилами было расстояние в 8 – 10 сантиметров. Подъезжайте и как можно сильнее поворачивайте корпус в сторону перил, при этом ближняя рука кладется на перила, а дальняя от перил – на обруч ближнего к перилам колеса. Вы ставите коляску на баланс и одновременным усилием руки на перилах, мышц спины и поворачиванием колеса рукой на обруче, поднимаете на вышестоящую ступеньку ближнее к перилам колесо коляски. За ближним колесом на край ступеньки подтягивается другое заднее колесо, и в этот момент вы частично распрямляете спину, как бы доворачивая дальнюю от перил сторону коляски – и упираетесь обоими задними колёсами в следующую ступеньку. Все эти действия выполняются на балансе. Перехватываясь, не отпускайте обе руки. Перехватывая руку на перилах, держите коляску другой рукой, и наоборот, иначе коляска из-под вас может выскользнуть. Я не уточнил с какой стороны перил лучше подниматься. Это каждый подбирает для себя индивидуально, но самое оптимальное – научиться подниматься и под левую и под правую руку. Трудно преодолевать последнюю ступеньку: упереться колёсами уже не во что, да и перила часто заканчиваются. Тут уж приходится потрудиться. Чаще всего в таких случаях заворачивают руку вокруг перил до самого локтя и включают в работу мышцы спины. Это кажется сложным, но я знаю хрупких девушек, которые научились подниматься по лестнице таким способом. Если физические возможности не позволяют подниматься по лестнице, пусть вам немного помогут. Ваш помощник будет за обруч колеса доворачивать дальнюю от перил сторону коляски. Вам будет в несколько раз проще подниматься, да и вашему помощнику будет не тяжело. В этом случае им может быть и девушка и пожилой человек.

Можно научиться подниматься по лестнице и без перил, но это уже «высший пилотаж». Вам придётся затаскивать себя на ступеньки за колёса коляски, не теряя при этом баланса. Можно использовать метод «раскачки»: подъезжаете спиной к лестнице, на балансе раскачиваете коляску руками на обручах, но лишь на третий-четвёртый толчок делаете полное движение и затаскиваете коляску на ступеньку. Однако, при этом можно легко потерять баланс и упасть на спину. Заезжать самому на лестницу без перил лучше, если только ступеньки не высокие. Если вы спускаясь или поднимаясь на балансе упали на спину, не бойтесь и не паникуйте. Опасно упасть лишь вперед, падение на спину не травматично. Сгруппируйтесь, схватитесь руками подальше за обручи колес и, уперевшись колёсами в ступеньку, постарайтесь вернуться в исходное положение.

Если бы везде были удобные пандусы, то возможно всему этому обучаться бы и не пришлось, но пока дело обстоит совсем не так. Хотя даже в благополучной в этом плане Швеции на реабилитационных семинарах учат в совершенстве владеть инвалидной коляской. Ведь потеряв ноги, нужно по возможности максимально, их заменить. В психологическом плане это очень важно, также это придаёт вам уверенности в себе.

Если машины нет, тогда остаётся только общественный транспорт и, в первую очередь, метро. Как спуститься и подняться по лестнице, описано выше. Езда же по эскалатору особых проблем обычно не вызывает. Принцип таков: передние маленькие колёса коляски ставятся на вышестоящую ступеньку, а задние большие – на другую. Руками при этом держитесь за перила с одной стороны или одной рукой за перила, а другой – за обруч коляски, как кому удобно. Заезжать на эскалатор вверх нужно передом, а на эскалатор вниз – спиной. И, конечно, становиться следует ближе к перилам, чтобы не мешать проходящим. На некоторых станциях съезды с эскалаторов достаточно крутые. Передом преодолеть их несложно, но вот спиной, спускаясь вниз, гораздо труднее. Здесь нужно, когда эскалатор переходит в горизонтальное состояние, начинать разгоняться, чтобы преодолеть подъём с ходу. Можно также попросить, чтобы вам помогли. Заезжать в вагон, так же как и в ситуации с бордюром, надо с небольшим разгоном. В центре Москвы много старых станций метро, переходы на которых человеку на коляске преодолеть самостоятельно просто невозможно. Лестницы там крутые и длинные, перила начинаются лишь через несколько ступенек и могут прерваться колоннадой. За годы поездок в метро я хорошо изучил все станции. Выезжая из дома, я всегда заранее намечаю удобный, пусть и более длинный маршрут. Иногда, я делаю переход со станции на станцию по улице, если в метрополитене он не удобный.

Некоторые мои знакомые инвалиды-колясочники ездят и в автобусе, но здесь заезжать и выезжать придётся с помощниками. Можно одному ездить в дальних поездах, летать в самолётах. Помните, для вас практически ничего невозможного нет.
Прикрепления: 7594355.jpg (22.4 Kb)


Все говорили, что мы не пара. А он взял меня за руку и сказал:
- Мы не пара. Мы - одно целое...
 
natusikДата: Воскресенье, 19 Авг 2012, 23:16 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 3547
Награды: 1
Репутация: 0
Статус:
Коляска активного типа

Уроки пользования коляской АКТИВНОГО ТИПА
реализуйте ваши возможности на 100%!
Центр реабилитации "КАТАРЖИНА" - изготовитель колясок активного типа - предлагает вашему вниманию серию занятий по преодолению препятствий.
Итак, вы стали обладателем активной коляски. Теперь в вашем распоряжении средство, максимально приспособленное для самостоятельной езды, а не "каталка для перевозки больного". Так давайте будем учиться действительно ездить, а не "передвигаться"!
Сначала несколько слов об индивидуальной подгонке коляски. Основное значение
имеет положение осей задних колес относительно рамы по горизонтали и вертикали. Именно от этого зависит, насколько легко встать на задние колеса и контролировать коляску в таком положении, а также удобство посадки, легкость хода и маневренность. Чем больше оси вынесены вперед, тем меньше усилий требуется для отрыва передних колес от земли и тем меньше сопротивление, создаваемое передними колесами при езде и маневрировании. Но нельзя забывать и об устойчивости к опрокидыванию назад! Это и ограничивает выбор положения осей по горизонтали.
В свою очередь, положение осей задних колес по вертикали задает высоту сиденья коляски и его наклон. При более низкой посадке легче контролировать положение коляски на задних колесах. Кроме того, при низкой посадке удобнее ездить: увеличивается амплитуда движения рук при вращении обручей.
Наклон сиденья создает удобство посадки и некоторую дополнительную поддержку, это особенно важно при слабых мышцах спины и живота.
Начав ездить на активной коляске, следует найти оптимальное начальное положение задних колес, и в дальнейшем, по мере привыкания к "поведению" коляски и выработки навыка, изменять его.
Мне приходилось встречать ездоков, у которых коляска вставала "на дыбы"
уже при легком отклонении корпуса назад. И именно это положение они считали
для себя оптимальным. Но это уже экстракласс владения коляской!
Далее о других элементах индивидуальной подгонки. У коляски активного типа задние колеса устанавливаются не вертикально, а под некоторым углом ("с развалом"), то есть несколько разведены внизу и сведены вверху. За счет этого коляску не сносит в бок при поперечном уклоне дороги. Кроме того, удобнее крутить колеса. Для коляски повседневного пользования угол развала не должен превышать 4, в противном случае начинает возрастать сопротивление качению. (Значительно больший угол целесообразен, например, для баскетбольных колясок - для повышения устойчивости и чтобы не травмировать руки при боковых столкновениях.)
Подушка должна быть такого размера и располагаться так, чтобы бедра имели опору на нее по всей длине.
Высота подножек определяется не только ростом пользователя, но и толщиной используемой подушки.
Захватные обручи могут быть установлены на разном расстоянии от обода колеса. Если кисти рук работают нормально, предпочтительнее близкое расположение обруча к ободу. Во-первых, при этом будет меньшая габаритная ширина коляски, а во-вторых, при езде с большой скоростью пальцы не будут попадать и застревать между ободом и обручем. Если пальцы не работают (травма шейного отдела позвоночника), желательно, чтобы обручи имели покрытие, создающее дополнительное трение, и они должны отстоять от ободов колес на расстояние, достаточное, чтобы между ободом и обручем можно было просунуть большой палец. Это бывает необходимо, когда на обруч нужно воздействовать с большим усилием, например, при езде на подъем или при преодолении препятствия.
Наконец-то коляска подогнана, можно приступать к тренировкам.
Э т а п 1
Важнейший первый этап, основа основ преодоления препятствий - это уверенное балансирование на задних колесах, потому что именно в таком положении осуществляется въезд на бордюр тротуара и спуск с него, съезд с крутого пандуса, езда по песку на пляже, переезд через трамвайные пути и через корни деревьев в лесу, спуск и подъем по лестнице и по эскалатору и многое другое.
Итак, крутанули колеса чуть назад и сразу же резко вперед. "Есть отрыв носовой части"! Вот вы уже и ловите положение равновесия, вращая обручи туда-сюда и помогая корпусом. Само собой, вам необходим помощник для подстраховки, хотя бы во время первых проб. Причем он не обязательно должен обладать большой физической силой. На этом этапе все просто: ему достаточно держать руку за спинкой коляски и не давать вам упасть на спину. Когда немного освоитесь с реакцией коляски на ваши действия, можно отрабатывать баланс самостоятельно, встав, например, спиной к дивану или просто к стене. И так
желательно до полной уверенности. Затем пробуйте совершать перемещения, стоя на двух колесах: немного вперед, назад, и делать вращения на месте в разные стороны. Если, по вашему мнению, требуется слишком большое усилие, чтобы встать на задние колеса, и трудно удерживать равновесие, попробуйте переставить оси задних колес на одно отверстие вперед (если ваша коляска имеет "адаптер" - пластину с набором отверстий для изменения положения осей задних колес, например, модель "Крошка Ру" фирмы "Катаржина"). В случае конструкции коляски, предусматривающей непрерывную регулировку
положения осей задних колес (например, модель "Пикник" фирмы "Катаржина"), немного сдвиньте оси вперед.
Э т а п 2
(Конечно, переходить к каждому из последующих этапов рекомендуется после того, как хорошо освоишь предыдущий. Но и задерживаться надолго на одном этапе не стоит, а то будет скучно, да и неэффективно. Например, освоение в совершенстве первого этапа проявляется в быстрых, уверенных вращениях на двух колесах без потери равновесия. Но вполне можно, не дожидаясь, когда это будет получаться действительно хорошо, переходить к следующему "номеру программы": этапу 2, 3 и далее. После того как более или менее освоитесь, например, с запрыгиванием на ступеньку, попробуйте вернуться к тем же вращениям. Наверняка получится гораздо
лучше!)
Следующим этапом у нас будет отрыв от земли передних колес на ходу. Набираете небольшую скорость и катитесь по инерции, руки скользят по обручам. Теперь делайте резкие короткие движения обручами вперед, помогая корпусом. При этом старайтесь не допускать полной остановки коляски. Нужна вам при этом подстраховка помощника или нет, решайте сами. Во время первых проб, наверно, нужна...
О страховке хотелось бы сказать особо. Ни в коем случае не пренебрегайте ею до полной уверенности, что вы можете выполнить тот или иной элемент без риска серьезного, "неконтролируемого" падения. (О падениях речь пойдет на следующем занятии.) Не забывайте о страховке даже тогда, когда мы забудем упомянуть о ней в ходе описания занятий. В противном случае, то есть если случится крепко удариться о землю, вы можете разочароваться в своих возможностях, прекратить тренировки и закрыть себе дорогу к тому, что мы здесь называем "активной ездой".
Теперь немного усложним задачу: отрыв передних колес от земли
на ходу в точно заданном месте. Наберите скорость и попытайтесь не просто приподнимать в воздух переднюю часть коляски, "где придется", а как бы переезжать воображаемую линию. Линии можно и начертить (или еще как-нибудь обозначить), тогда будете лучше видеть, что получается.
Тренировка силы, выносливости
Тренировать силу и выносливость нужно постоянно, коль скоро вы взялись осваивать активную коляску. Мы не будем здесь выделять соответствующие "номера программы" в отдельные занятия или этапы. Оставляем это полностью на ваше усмотрение. Можно просто ездить по улице, раз от раза увеличивая пробег и выбирая все более сложные дорожные условия. Если к тому же вы будете регулярно делать силовую гимнастику (упражнения с гантелями, резиновым бинтом или эспандером и т.п.) - прекрасно! Кстати, занятия на силовых тренажерах обязательно входят в программу наших реабилитационных сборов. (Женщин это тоже касается.)
Необходимо упомянуть и о технике вращения колес. (Для тех, кому пока не приходилось совершать заезды своим ходом на более или менее значительное расстояние, это может быть не вполне очевидным.) Легкий и быстрый захват обручей - это когда большой палец направлен по верхней (наружной) поверхности обруча, а указательный прижимает обруч с нижней (внутренней) стороны. В исходном положении обруч лучше захватывать приблизительно на уровне спинки коляски и проворачивать как можно дальше. Возвращать в исходное положение руки нужно выпрямленными в локтевом суставе, как бы под действием собственного веса, тогда плечи будут расслаблены. Не следует возвращать руки
в исходное положение по траектории, соответствующей обручам, так как в этом случае плечи каждый раз будут подниматься и опускаться - излишнее напряжение мышц. Рекомендуемая техника избавит ваши руки и плечи от чрезмерной нагрузки и позволит ездить быстрее.

ЗАНЯТИЕ 2 ПАДЕНИЕ И ПОСАДКА В КОЛЯСКУ С ЗЕМЛИ.
В ходе Занятия 1 вы балансировали исключительно со страховкой. Опасения упасть практически не было...Теперь, после того как вы достаточно уверенно встаете на задние колеса и держите баланс, настало время прочувствовать, а как же все-таки происходит падение назад и что при этом делать. И убедиться, что в этом нет ничего страшного, если у вас достаточно хорошо работают обе руки и выработан автоматизм на этот случай.
Э т а п 1
Итак, вы встали на баланс. Ваш помощник, работающий на страховке, держит руку наготове за спинкой коляски. Переходим точку равновесия, и держась одной рукой за обруч, другую выставляем назад с разворотом корпуса. "Есть касание!" Наиболее оптимальное положение опорной руки - поближе к колесу с соответствующей стороны. Страхующий, конечно, следит за тем, чтобы скорость сближения с землей не была слишком большой. Что же дальше? Если удалось зафиксироваться в этом положении и не допустить дальнейшее падение, можно выйти в нормальное сидячее положение. Для этого, опираясь на выставленную назад руку, попытайтесь другой рукой перехватить обруч противоположно-
го колеса и с силой провернуть его назад с одновременным поворотом коляски вокруг опорной руки. Именно таким образом коляска выводится в положение на четырех колесах. Если руки достаточно сильны, обязательно получится, может быть, не сразу... Опять-таки здесь главное - навык! А самое главное, выработайте рефлекс группироваться при опрокидывании. Тогда не ударитесь головой, а все остальное - не страшно. Для этого при падении назад нужно стремиться придать телу положение "колобок" (сделать круглую спину) и притянуть себя к коляске, держась за обручи. Очутившись на земле, старайтесь сразу же завалиться на бок,
тогда коляска вас "не догонит", а упадет рядом. В некоторых случаях может быть полезен еще один навык, относящийся к безопасности падения: оказавшись на земле, закрывайте лицо и голову рукой, чтобы защититься от удара собственных ног (сильным этот удар, конечно, не будет, но все-таки).
Э т а п 2
Забраться на коляску с земли не представляет труда, если у вас сильные руки и к тому же работают мышцы корпуса. В этом случае все очевидно: одной рукой отжимаетесь от земли, другой держитесь за трубу сиденья коляски и втягиваете себя на сиденье. Такой способ требует максимума физических возможностей, хотя это могут выполнить и, например, спинальники с поражением на уровне верхнего грудного отдела позвоночника. Второй способ не требует столь высокой тренированности, достаточно лишь иметь сильные разгибатели. Делается этот так. Занимаете положение спиной к подножке коляски и придвигаетесь к ней вплотную. Садитесь сначала на подножку, затем на ремень для фиксации ног, закрепленный на вертикальных трубах подножки. Теперь, взявшись за трубы
сиденья коляски, отжимаетесь (выпрямляете руки) и вот вы уже и на сиденье.
В некоторых случаях применяют еще один способ. Вы занимаете положение, стоя на коленях лицом к коляске и держась за ее сиденье. Затем, навалившись животом на сиденье, втягиваете себя на коляску и переворачиваетесь в нормальное сидячее положение.

ЗАНЯТИЕ 3. ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ ТИПА «БОРДЮР»

Теперь мы подошли к следующей стадии освоения активной коляски, имеющей большое именно практическое значение: "запрыгивание" на препятствия. В реальной жизни таким образом преодолеваются, например, бордюры тротуаров и одиночные ступеньки.
Э т а п 1
Начнем с низкой ступеньки (высота порядка 7 см). Прежде всего отметим, что для преодоления таких препятствий решающее значение имеет не физическая сила, а правильная техника. Попробуем описать словами, как это делается.
Следует разогнаться и с небольшой скоростью свободно катиться до ступеньки, скользя руками по захватным обручам. Когда между передними колесами коляски и ступенькой останется небольшое расстояние, движением обручей вперед, помогая корпусом, делаем отрыв передних колес от земли. Колеса должны быть подняты не намного выше препятствия. В момент наезда задних колес на ступеньку передние колеса нужно опустить на поверхность ступеньки и тут же наклониться вперед, чтобы несколько разгрузить задние колеса, и резко провернуть обручи вперед. Здесь требуется, чтобы на первых порах вас страховали два человека. Если поднимете передние колеса слишком высоко, в момент наезда на препятствие задних колес будет тенденция перевернуться назад, а если не поднимете передние колеса над препятствием, то можно вылететь из коляски "рыбкой". Поэтому один страхующий держит руку наготове за спинкой коляски, а другой предотвращает возможное падение вперед.
На этом проблемы не кончились: спуску с этой ступеньки тоже необходимо уделить должное внимание. Понятно, что просто съезжать сначала передними колесами, потом задними не рекомендуется. На активной коляске так не делают: если высота препятствия достаточно велика и к тому же есть хотя бы небольшая скорость движения, то передние колеса "зароются" (упрутся в малейшую неровность) и вы вылетите из коляски. В случае еще большей высоты препятствия - просто упретесь подножкой в землю. Спрыгивать следует на все четыре колеса. Делается это так. Подъезжаете к краю ступеньки и, когда передние колеса будут уже на грани, делаете резкое движение обручами вперед. Таким образом, передние колеса не заваливаются и коляска при съезде с такого препятствия сохраняет горизонтальное положение и приземляется на все четыре
колеса.
Э т а п 2
После того, как 7-сантиметровая ступенька перестала вызывать затруднения, можно переходить к высокой ступеньке (порядка 12 см). Такую высоту уже вряд ли удастся преодолеть простой лобовой атакой - только за счет правильной техники. (И не забывайте о страховке!)
Не знаю, какова предельная высота препятствия, которое можно преодолеть таким образом; насколько я знаю, такие соревнования не проводятся и ре-
корды не фиксируются. Но я видел своими глазами вот какое проявление экстра-
класса в этом упражнении. Разгоняешься и едешь на препятствие, держа руки в
стороны. В момент наезда на препятствие делаешь движение корпусом назад
(отрываются передние колеса), а затем рывком наклон вперед (задние колеса
въезжают на препятствие). Руки при этом остаются вытянутыми в стороны.
Конечно, у этого человека уровень поражения на уровне первого поясничного по-
звонка, т.е. полностью работают все мышцы корпуса, но все равно, согласитесь,
это - сверхмастерство!
Съезд с высокой ступеньки, как уже говорилось ( Э т а п 1 ) , тоже требует навыка. Отработав четкое спрыгивание на четыре колеса с высоты 12-15 см, можно таким путем спускаться и с гораздо большей высоты - 30 см и более!
Если с такой большой высоты съезжать на задних колесах, есть риск повредить оси, хотя, конечно, не с первого раза. Спрыгивание на все четыре колеса безопаснее для коляски. Занимаясь на 12-сантиметровой ступеньке, можно тренировать спуск в положении на балансе на задних колесах. Этот навык пригодится при спуске со ступенек без перил (см.Занятие 5).
Въехав на ступеньку, становитесь на задние колеса и медленно подъезжаете к краю. Спуск выполняете как можно медленнее и четко фиксируете положение на балансе, прижав задние колеса к ступеньке.

ЗАНЯТИЕ 4. ПОДЪЕМ И СПУСК ПО НАКЛОННОЙ ПОВЕРХНОСТИ.

Вот вы более или менее и освоились с балансом и через препятствие можете переехать. Пора катиться по наклонной плоскости! Пандусов в городах становится все больше, но не всегда они столь пологи, чтобы проблемы вообще не возникали. На наших реабилитационных сборах используется специальный тренажер "горка", но, конечно, можно обойтись опять-таки "подручными средствами" или найти подходящий крутой подъем на местности.
Э т а п 1
При крутом подъеме следует наклоняться вперед, чтобы удержать коляску от опрокидывания, и проворачивать обручи как можно ниже, делая короткие частые движения. Если вы хорошо держите баланс, небольшой отрыв передних колес при езде на подъем даже полезен: они не будут создавать дополнительного сопротивления.
Спуск - на задних колесах. При спуске на наклонной плоскости баланс держать легче. И вообще на активной коляске съезжать с горки, по пандусу и т.п. нужно на задних колесах - это быстрее и безопаснее: передние колеса никогда не упрутся в препятствие, поэтому можно не бояться скорости даже на негладкой поверхности. Руки при этом скользят по обручам, притормаживая и контролируя скорость (но не перехватывают обручи, иначе -потеря равновесия и падение!)
Э т а п 2
Хорошее упражнение - подъем по наклонной плоскости спиной вперед в положении на задних колесах. Если вы можете это выполнить, значит с владением активной коляской и общей физической подготовкой у вас дела обстоят очень даже неплохо! Это упражнение имеет и практическое значение. Если нужно без посторонней помощи въехать, например, на высокую ступеньку,
на которую положены короткие дощечки, или на плотный земляной вал с крутым склоном высотой сантиметров 30, то выполняется это именно спиной вперед, стоя на задних колесах.

ЗАНЯТИЕ 5. СПУСК И ПОДЬЕМ ПО ЛЕСТНИЦЕ.

Ну вот мы и подошли к самому главному с точки зрения практического значения. Лестница - злейший враг колясочника, теперь мы можем ее победить! В то же время преодоление лестницы - это проявление "высшего пилотажа", это мастерское владение коляской в сочетании с достаточно большой физической силой.
Э т а п 1
Начнем с самого простого: спуск при наличии перил. (В этом случае особой физической силы не требуется.) Встаете спиной к лестничному пролету на небольшом расстоянии от перил. Согнутую в локте руку кладете на перила, а другой рукой беретесь за обруч противоположного колеса спереди. Наклоняетесь вперед и начинаете движение вниз по лестнице. Руки от обруча и перил не отрывать! И старайтесь не выпрямляться, пока не дойдете до конца лестницы.
Спускаться медленно, не позволяя коляске разгоняться при переходе со ступеньки на ступеньку. Можно спускаться, взявшись за перила обеими руками, и также спиной вперед. Многие находят этот способ более удобным.
Э т а п 2
Теперь спуск со ступенек без перил. Если ступеньки достаточно широкие, чтобы можно было зафиксировать положение на двух колесах, нескользкие и не очень высокие, спуск, не держась за перила, вполне доступен и безопасен, когда выработан навык. Опять-таки этот вид тренировки не лишен практического значения: именно такие лестницы или отдельные ступеньки встречаются на улицах городов и в общественных зданиях. Развернулись лицом к ступенькам, встали на задние колеса и, удерживая равновесие, съехали с первой ступеньки. Вы как бы проваливаетесь в положение "глубокий баланс", колени почти доходят до грудной клетки. Здесь нужно погасить скорость до нуля и четко зафиксировать положение равновесия, прижав задние колеса к ступеньке. Затем спуск на
следующую ступеньку. Главное, не дать коляске "распрыгаться", тогда можно спуститься с лестницы любой высоты. Если вы все-таки потеряли контроль над скоростью пуска и коляска "пошла в разнос", нужно упасть назад и этим погасить скорость. В таком падении опасности практически нет, гораздо страшнее продолжать неуправляемое движение до конца лестницы.
Э т а п 3
И вот, наконец, подъем по лестнице с перилами. Расположились спиной к лестничному пролету на небольшом расстоянии от перил. Прижали задние колеса вплотную к первой ступеньке. Вытянув прямую руку назад, взялись за перила как можно дальше. (Если под перилами имеется решетка, может быть, удобнее браться за прутья решетки.) Другой рукой взялись за обруч противоположного колеса на уровне колен или ниже. Затем встали на задние колеса. Постоянно удерживая баланс, одновременными движениями подтягивайтесь на руке, лежащей на перилах, и проворачивайте другой рукой колесо назад.
И, конечно, страховка, для начала - два человека. Один из них стоит внизу и придерживает вас за подножку, чтобы сохранялся баланс. От него больших физических усилий не требуется. Другой человек стоит на ступеньках над вами и за спинку коляски помогает вам накатываться со ступеньки на ступеньку вверх. Кстати, именно так лестницу можно преодолевать с одним помощником, не перегружая его чрезмерно (если вы пока не можете обойтись без посторонней помощи). Это не то, что задействовать трех здоровых мужчин, которые просто несут вас по ступенькам.
Э т а п 4
Хотите совершенствоваться дальше? Давайте пробовать подъем по широким сту-
пенькам без перил. Конечно, это из разряда экстра-класса, но в принципе вполне возможно! Опять-таки многое зависит от характера ступенек (нескользкость, конфигурация и т.п.) и от резины на задних колесах вашей коляски. Здесь уже нечего описывать словами. Подъехали спиной к первой ступеньке, зафиксировались в положении на задних колесах, прижавшись к ступеньке, и - вверх!
Э с к а л а т о р
Для жителей больших городов может быть весьма полезен навык пользования эскалатором. Конечно, в этом случае всегда находятся добровольные помощники, даже если вы путешествуете один, но в принципе можно обойтись и без посторонней помощи. При подъеме по эскалатору заезжайте на него лицом вперед. Одной рукой держитесь за ленту эскалатора, другой - за обод коляски, и сразу же низко наклонитесь вперед. Передние колеса при этом находятся на ступеньку выше задних. При спуске на эскалатор следует заезжать задом, наклоняясь вперед и держась за его ленту.
Несколько слов в заключение
Предложенные вашему вниманию уроки пользования коляской активного типа составлены на основе опыта работы инструкторов Центра "Катаржина" на проводимых нами реабилитационных сборах. Тренировки в домашних условиях могут проходить не в полном соответствии с данной схемой. Главной задачей было показать, сколь многого можно достигнуть и как к этому идти. Возможны и другие занятия или виды тренировок в зависимости от вашей фантазии, возможностей и конкретных потребностей.
Г л а в н о е - д е й с т в о в а т ь!

Составил С.Беркесов
при участии В.Кочармина,
Центр “Катаржина”


Все говорили, что мы не пара. А он взял меня за руку и сказал:
- Мы не пара. Мы - одно целое...
 
natusikДата: Воскресенье, 19 Авг 2012, 23:28 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 3547
Награды: 1
Репутация: 0
Статус:
Стойка в упоре, стойка без упора, движение, повороты, как правильно падать, как подняться с пола на коляску, преодолевание препятствий, техника вращения колес.

УПРАЖНЕНИЕ 1 - стойка в упоре.

Станьте спинкой к кровати (тахте, дивану и т.п. высотой 0,5-0,8 м) на расстоянии 30 сантиметров. Выровняйте малые колеса и направьте их для движения назад. Захватите обручи (лучше вместе с колесами) вытянутыми руками спереди. При этом сядьте прямо как можно глубже, с чуть откинутой головой. Энергично потяните коляску назад, не отпуская обручи. Как только колеса соприкоснутся со стенкой тахты, резким противоходом кистей затормозите коляску или придайте ей обратное движение. Вы почувствуете, что малые колеса отрываются от пола и коляска запрокидывается. Одновременно с этим согнитесь немного в поясе, голову наклоните вперед. Повторите это упражнение многократно, пока не уловите усилие, требуемое для полного зависания малых колес. Оттолкнувшись в очередной раз от тахты, не опускайтесь на четыре колеса, а снова прижмитесь к ней, оставаясь только на задних колесах. Вы сможете стоять так сколько угодно, пробуя наклоняться вперед и назад, привыкая и находя точку равновесия. Не бойтесь опрокинуться навзничь - рискните это сделать в присутствии помощника и убедитесь, что вы плавно опустились на тахту (кстати, так можно вообще перебираться в постель).

УПРАЖНЕНИЕ 2 - стойка без упора.

Попросите помощника подстраховать коляску сзади. Так же, как в первом упражнении, потяните обручи с колесами назад. Как только кисти рук перейдут через верхнюю точку, смените направление движения рук. Не забудьте согнуться в поясе и опустить голову. Старайтесь удерживаться как можно дольше с поднятыми малыми колесами. В дальнейшем вы сможете выполнять этот трюк с неподвижного положения рывком обруча вперед и группировкой тела с помощью даже одной руки. Очень легко удерживать равновесие на песке. Используйте это для тренировок на пляже.

УПРАЖНЕНИЕ 3 - движение.

После того, как вы научились уверенно и бесстрашно стоять на двух колесах, начните понемногу двигаться вперед и назад, скользя ладонями по обручам и подпружинивая телом.
* Отрыв от земли в точно заданном месте: Наберите скорость и попытайтесь не просто приподнимать в воздухе переднюю часть коляски, "где придется", а как бы переезжать воображаемую линию. Линии можно и начертить (или еще как-нибудь обозначить), тогда будете лучше видеть, что получается. Выполняя это упражнение, старайтесь, как можно дольше катиться по инерции на задних колесах.

УПРАЖНЕНИЕ 4 - повороты.

Одна рука для рука для баланса неподвижно держит обруч (с колесом) чуть спереди от верхней точки. Другая, находясь сзади, короткими движениями вращает обруч вперед-назад или, перехватывая его, - только вперед. Вы стали поворачиваться вокруг своей оси. Смените руку - теперь вы крутитесь в обратную сторону. Вот и все основные "па". Пора на дискотеку. Не смейтесь - в Германии, да и в других странах, очень популярны конкурсы спортивных танцев на колясках, в которых участвуют сотни мужчин и женщин в парах со здоровыми партнерами.

КАК ПРАВИЛЬНО ПАДАТЬ

Если вы "ныряете" вперед "рыбкой", напоровшись внезапно малыми колесами на препятствие, выбросите вперед обе руки, чуть согнутые в локтях. Падая назад, резко развернитесь боком, вберите голову в плечи и выставьте назад руку.

КАК ПОДНЯТЬСЯ С ПОЛА НА КОЛЯСКУ

Поставьте ее на тормоза, отведите или снимите подножки и, сидя к ней, ухватитесь одной рукой за подлокотник или край сидения, а другой упритесь в пол. Сгибаясь в поясе, подтягивайте таз с вытянутыми ногами. Чтобы облегчить задачу, можно сначала сесть на подножки или подушку, а с них перебраться на сидение. Еще легче отжаться второй рукой от стула или батареи. Второй способ для тех, кто не отличается большой физической силой. Придется встать на колени лицом к застопоренной коляске и, опершись руками на подлокотники, поднять тело на выпрямленные руки, а затем резко развернуться. Если вы опрокинулись вместе с коляской на спину, повернитесь на бок. Левой рукой упритесь сзади в пол, а правой резко вращайте левое колесо вместе с обручем назад, возвращая коляску в вертикальное положение. Тело согнуто в поясе. Конечно, такой трюк не всем по зубам. Тогда, чтобы долго не барахтаться, прихватите одной рукой ноги под коленями и сделайте переворот через голову. Так вы освободитесь от коляски. Как подняться с земли с посторонней помощью, если вас угораздило, например, упасть на улице? Прежде всего - без паники! Сначала успокойте публику, которая кинется на помощь и начнет суетливо хватать вас за все части тела, пытаясь поставить на ноги или затащить на ускользающую коляску. Поэтому затормозите ее, попросите двух высоких и нехилых мужчин встать с боков и наклониться, чтобы ухватить их за шеи. Если помощник только один, пусть он подставит согнутую в колене ногу под вашу правую руку. Левой возьмитесь за подлокотник и отожмитесь от его колена. С женским коленом просьба обходиться поделикатнее.

ПРЕОДОЛЕВАНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ
Чтобы скатиться с наклонной поверхности, достаточно привычно встать на дыбы и, притормаживая обручами, отпустить коляску, не сбавляя скорость до самого низа. Начните с пологих скатов, и вы поймете, что это просто и не страшно. * Хорошее упражнение - подъем по наклонной плоскости спиной вперед в положении на задних колесах. Это упражнение имеет и практическое значение. Если нужно без посторонней помощи въехать, например, на высокую ступеньку, на которую положен короткие доски, или на плотный земляной вал высотой сантиметров 30, это выполняется именно спиной вперед, стоя на задних колесах. Бордюрные камни: Становитесь на дыбы у самой кромки, и решительным толчком спрыгивайте, чуть наклонясь вперед, чтобы приземлиться на четыре колеса. Прекрасно, если при прыжке вы остались на задних колесах - попробуйте без остановки продолжать двигаться на них или, наоборот, прижмитесь к стенке бордюра. Если это получится, значит, вы готовы для следующего прыжка. Таким 'Макаром' можно преодолеть две-три широкие ступени подряд, а потом осмелиться и на штурм целой лестницы. Чтобы вскочить на бордюр, надо придать коляске некоторую скорость, откинуться назад и резким, уверенным посылом вскинуть передние колесики на тротуар, а затем без остановки, по инерции, наклонившись, затащить за обручи всю коляску. Начните с невысоким препятствий (5-8 см), и постепенно вам покорятся бордюры высотой 25 сантиметров. Лестницы: Если лестница не снабжена перилами, подняться на нее можно, только перепачкав брюки на собственном заду, а спуститься тем же способом или спрыгивая поочередно со ступеней на задних колесах. В варианте с перилами повернитесь к ней спиной так, чтобы зазор между обручем колеса (допустим, левого) и стойками перил был 15-20 сантиметров. Встаньте на дыбы, упершись колесами в вертикальную стенку самой нижней ступени. Развернитесь как можно сильнее на бок, лицом и грудью к перилам. Ухватитесь левой рукой за перила или верхнюю часть стойки, а правой через живот вцепитесь в левое колесо вместе с обручем (как при подъеме с пола) и резко вращайте его назад одновременно с подтягиванием. Вот вы и перевалили одну ступеньку. Упритесь колесами в стенку второй ступени, отдышитесь и повторите прием. Помощнику лучше всего страховать снизу. Самое сложное - вскарабкаться на две последние ступени в пролете. Надо цепляться за заканчивающиеся перила не пальцами, а согнутым локтем, или отталкиваться от перил встречного второго марша. При навыке весь подъем отнимет не более 1-2 минут. Уверяю, что здесь нужна не столько сила, сколько сноровка и слаженность работы рук. Важный момент: не ложитесь на спинку коляски, держите тело вертикально, грудью к перилам. Перед подъемом разогрейте руки, чтобы не потянуть связки. Приступаем к спуску. Разверните коляску спиной к лестнице, лягте животом на колени, правой рукой возьмитесь за перила, а левой удерживайте левое колесо. Правая рука после прыжка с первых двух ступеней вытянута. Малые колеса будут прыгать и не дадут коляске разогнаться. Этот вполне безобидный способ может легко освоить любой человек отнюдь не атлетического сложения. * Спуск со ступенек без перил. Если ступеньки достаточно широкие, чтобы можно было зафиксировать положение на двух колесах, не скользкие и не очень высокие, спуск, не держась за перила, вполне доступен и безопасен, когда выработан навык. Развернулись лицом к ступенькам, встали на задние колеса и, удерживая равновесие, съехали с первой ступеньки. Вы как бы проваливаетесь в положение "глубокий баланс", колени почти доходят до грудной клетки. Здесь нужно погасить скорость до нуля и четко зафиксировать положение равновесия. Главное, не дать коляске "распрыгаться", тогда можно спуститься с лестницы любой высоты. Если вы все-таки потеряли контроль над скоростью спуска и коляска "пошла в резонанс", нужно упасть назад и этим погасить скорость. В таком падении опасности нет, гораздо страшнее продолжать неуправляемое движение до конца лестницы. * Эскалатор. При подъеме по эскалатору заезжайте на него лицом вперед. Одной рукой держитесь за ленту эскалатора, другой - за обод коляски, и сразу же низко наклонитесь вперед. Передние колеса при этом находятся на ступеньку выше задних. При спуске на эскалатор следует заезжать спиной, наклоняясь вперед и держась за его ленту.

* ТЕХНИКА ВРАЩЕНИЯ КОЛЕС

Легкий и быстрый захват обручей - это когда большой палец направлен по верхней (наружной) поверхности обруча, а указательный прижимает обруч с нижней (внутренней) стороны. В исходном положении обруч лучше захватывать приблизительно на уровне спинки коляски и проворачивать как можно дальше. Возвращать в исходное положение руки нужно выпрямленными в локтевом суставе, как бы под действием собственного веса, тогда плечи будут расслаблены. Не следует возвращать руки в исходное положение по траектории, соответствующей обручам, так как в этом случае плечи каждый раз будут подниматься, и опускаться - излишнее напряжение мышц. Рекомендуемая техника избавит ваши руки и плечи от чрезмерной нагрузки и позволит ездить быстрее.



Все говорили, что мы не пара. А он взял меня за руку и сказал:
- Мы не пара. Мы - одно целое...
 
Форум » Мир людей с "неограниченными способностями" » Полезные советы » Баланс на коляске
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024